Обитель хозяина Ольхона Скала Шаманка, Мыс Бурхан на острове Ольхон одно из красивейших мест на Байкале.
Каждый, кто когда-нибудь интересовался или слышал об озере Байкал и острове Ольхон, знает, что на нем есть священная скала, которую издревле местное население свято почитает. Мыс Бурхан или Скала Шаманка — это великолепное творение озера Байкала имеет различные названия: скала Шаманка, мыс Шаманский, мыс Пещерный или мыс Бурхан.
Обитель хозяина Ольхона Скала Шаманка Мыс Бурхан расположены на западном побережье острова Ольхон, недалеко от поселка Хужир. Дорожка с окраины поселка выводит нас на длинный мыс, заканчивающийся крутым спуском, ведущая прямо к мысу Бурхан.
Скалы мыса Бурхан, соединенные вместе низиной и от которой поросли яркими лишайниками, подчеркивающими белизну мраморных скал мыса. Вершины скал мыса Бурхан слегка наклонены в сторону Приморского хребта — готовясь противостоять самому сильному ветру Байкала — Сарме. Здесь, за долгие века вода и ветер проточили в скале сквозную пещеру, которая теперь так же называется Шаманской.
Обитель хозяина Ольхона Скала Шаманка и сама пещера на мысе Бурхан представляет собой помещение высотой 3-4 метра расположенное с западной стороны мыса, в ней узкий поднимающийся ход выводит из пещеры прямо на восточную сторону мыса.
Обитель хозяина Ольхона Скала Шаманка, состоит из мрамора и покрыта красным лишайником. Она имеет две вершины. Вход в пещеру находится практически на уровне воды. С давних времен скала Шаманка имела много тайн и была священным местом, о котором ходило множество легенд.
Обитель хозяина Ольхона Скала Шаманка ее главной загадкой является предположение, что ежегодно в марте недалеко от скалы Шаманка, расположенной на острове Ольхон, открывается портал в другое измерение. Свидетелей этого явления немного, и все они утверждают, что это удивительное и потрясающее событие.
Остров Ольхон является главной сакральной точкой священного Байкала, географическим центром этнической территории бурят, проживающих в Предбайкалье и Забайкалье. Он изобилует сакральными объектами общенародного значения. Два из них — это гора Жима (Ижимей) на мысе Ижимей и мыс Бурхан (Пещерный, Шаманка). Гора Жима находится на восточной, гористой стороне острова. Считается, что название связано со словом «эжэн» (хозяин, горный владыка). Мыс Бурхан двумя высокими каменными гребнями вдается в воды Байкала и вместе с другим скалистым мысом — Богатырь — создает единый ансамбль-триаду.
Легенда о Ижимее повествует о том, что с монголами, заселявшими прежде побережье Байкала и Ольхон и исповедовавшими шаманскую веру, жил уважаемый тэнгриями могучий шаман Награй боо с женой Заграй хатан. Когда тэнгри Угутэй-нойон задумал переселить монголов в Забайкалье. Награй боо попросил оставить его на Ольхоне. Тэнгри разрешил ему остаться, в качестве дворца подарил гору Ижимей, а вместо детей, которых у него не было, дал орла.
По другой версии, божество грома Угутэй нойон, сын Неба, пожелал поселиться по соседству со знаменитым ольхонским шаманом Награй боо и его женой Заграй хатан. Но затем уступил шаману свой дворец на Ижимее и стал жить в пещере мыса Бурхан.
Мыс Бурхан в народе известен прежде всего как место пребывания хозяина Ольхона. Здесь он пребывает как на скале, так и в ее пещере.
По кудинской версии, Бохо Тэли, соперник Бохо Муя, стал Гужир тэнгрием, женился на дочери западного неба Тэмэ ногон и имел от нее трех сыновей — Эрлэн хана, Гэгэн бурхана (Далай-ламу) и Хан Хото бабая. Третий сын стал хозяином острова и живет в большом дворце в озере Байкал. В его подчинении целый аппарат духов (ноеной суглан). Хан Хото бабай женат на дочери восточного неба Саг саган тэнгри по имени Саг сагай саган и имеет сына-орла.
В древних преданиях рассказывается о 13 северных нойонах — сыновьях божественных тэнгриев, которые спустились с неба по просьбе людей. Они спустились чтобы вершить суд над людьми. Самый главный из них, старший и самый сильный Хан Хутэ-баабай избрал местом пребывания пещеру на острове Ольхон. В шаманской традиции его образ наделен орлиным носом и орлиным взглядом, видящим внутреннею сущность.
По мнению ольхонского шамана В. Хагдаева, «старшим из этих 13 хатов, т.е. «ахалагша», является сын главы 55 западных небожителей Хан-Хурмас тэнгэри, хат по имени Хан Гхото-баабай». По словам ольхонских стариков, Хан Хутэ-баабай имеет три призрачных дворца: один — на небесах, второй — на земле, это мыс Скала-Шаманка, третий — в подземном мире. Одна из легенд гласит: «Хан Хутэ-баабай, сделавшись царем всех шаманов, избрал постоянным местом пребывания остров Ольхон. Он стал хозяином острова Ольхон, а также защитником и покровителем всей шаманской религии северного толка».
Известный российский ученый В.А. Обручев, производя в 1889 г. геологические исследования на Ольхоне, пишет: «…но всего замечательнее суеверный страх, который ольхонские буряты питают к пещере. Мимо Шаманской скалы нельзя проезжать на колесах, а только верхом или в санях, почему в летнее время сообщение между западной и восточной частями Ольхона производится только верхом, да и то в редких случаях, так как буряты вообще неохотно ездят мимо пещеры.».
Европейский путешественник Ю. Джулияни, побывавший среди бурят в начале XIX в., пишет: «Клятвы их достойны примечания. Исповедующие шаманскую веру весьма почитают одну скалу, находящуюся на острове Ольхон, в Байкале, и бурят, приведенный к этой скале, не осмелится утверждать лжи из боязни быть подавленным ею; ему довольно присягнуть перед этим утесом, чтобы доказать справедливость своего иска. Это самая страшная клятва, которую может дать бурят.».
Н. Витсен, ученый из Амстердама, посетивший Россию и опубликовавший труд «Северная и Восточная Тартария» в 1692 г. упоминает о «священной горе около Байкала, куда отправляются, чтобы дать клятву. Те, кто произносит ложную клятву или дает ложные показания, оттуда живыми не возвращаются.».
В самом начале Сарайского пляжа, находится священная шаманская роща, где сжигали и хоронили шаманов. Находясь в Шаманской роще ощущаешь мощную энергетику, сакральный трепет, а увиденное вокруг напоминает сюрреалистичный сон, подобный своим настроением картинам С.Дали.
Основатель иркутской археологической школы Б.Э. Петри дает в 1918 г. точное представление об этом сакральном памятнике природы и культуры: «Ольхонский эжин («хозяин» острова Ольхон) — великий шаман — по-видимому, владел когда-то островом Ольхоном и прилегающими к нему землями. После смерти он был обожествлен и теперь считается одним из самых сильных богов. По преданию, он был похоронен в пещере, образовавшейся в скале, которая находится в пяти верстах от улуса Хужир. Вокруг раскинулся на много десятин заповедный вековой сосновый бор, где ни один бурят не решится охотиться, так как все животные, живущие в этом лесу, составляют скот эжина.».
Когда ламы явились в Прибайкалье, они адаптировали и ольхонского эжина, зачислив его в пантеон своих богов. В пещере они поставили жертвенные чашечки, курительницы и повесили хадаки. За последнее время, современная культура стала существенно влиять на духовную жизнь бурят и старая «шаманская» вера начала рушиться, стены старой пещеры начали постепенно сдвигаться. Трещины, избороздившие скалу, указывают на медленный сдвиг, и когда умрет старая шаманская вера, не останется должно быть, и её святыни — пещера закроется навсегда.
Ольхонский шаман В. Хагдаев рассказывает иную историю появления на земле Хан Хутэ-баабая, которая при сопоставлении с другими источниками легенд им не противоречит и кажется более правдоподобной: «Есть устное предание о трех ольхонских старцах, ставших эжинами Ольхона, Кунты и Куртуна, записанное мною от Г.Б. Ханхасаевой (60 лет). В этом предании говорится, что землю в одно время заполонили шулмусы, насылающие болезни: на скот — «милу», то есть черную оспу, на людей — язву и др. Тэнгэри, вняв молитвенным просьбам земных людей, послали своих сыновей на землю, чтобы они уничтожили шулмусов. На земле они должны были родиться у бедных старых супругов.
Жили бездетные старик со старухой. Однажды в сумерки старуха вышла во двор, когда старик ушел на охоту, и вдруг увидела над коновязью (сэргэ) золотое светящееся яйцо. Не зная, что с ним делать, она проглотила это золотое светящееся яйцо. Через некоторое время она услышала трех духов. Первый дух сказал ей: «Мать наша, я выйду через твоё темечко». Второй дух сказал: «Мать наша, я выйду через твою правую подмышку». Третий сказал: «Я появлюсь как земной человек, через утробу матери моей». Первый из них стал Куртунским старцем, второй — Кунтинским старцем, духом-эжином Сагаан-Забы и всей той местности. А третий стал Хан Гхото-баабаем. И постепенно они уничтожили всю нечисть — шулмусов, мангалхаев, шудхэров и т. д.».
Обитель хозяина Ольхона Скала Шаманка поражает своей живописной красотой и складывается впечатление, что скалу и сам мыс создали какие-то внеземные ландшафтные дизайнеры, на столько они гармоничны и декоративны.
Представленная Вашему вниманию работа выполнена Георгием Невидимовым (Иркутск) 27.05.2014г. во время совместной поездки с Михаилом Видяевым (Москва) и Анной Борщевской (Иркутск) на о.Ольхон. Вид на Скалу Шаманка, о.Ольхон. Название работы (фотографии) — «Обитель Хозяина Ольхона».
Оставьте свой отзыв